Гиперактивность у детей, часто связанная с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), возникает под влиянием множества факторов, среди которых важная роль принадлежит как генетическим, так и внешним обстоятельствам.
Многочисленные исследования подтверждают высокую наследственную природу гиперактивности и СДВГ. Вероятность развития расстройства значительно возрастает, если среди близких родственников есть люди с подобными симптомами. Исследования показывают, что около 76% вариабельности СДВГ связано с наследственностью. За это отвечают определенные гены, влияющие на обмен нейромедиаторов в мозге, в частности дофамина и серотонина — веществ, регулирующих мотивацию, внимание и поведение. Среди генетических маркеров выделяют гены дофаминовых рецепторов (D1, D2, D4, D5), транспортеры дофамина, а также синаптосомный белок SNAP-25. Многие из этих генов управляют процессом передачи нервных импульсов и обеспечивают согласованность работы лобных долей мозга с подкорковыми структурами, отвечающими за контроль поведения и торможение импульсов. Генетический фактор объясняет значительную часть, но не весь спектр причин гиперактивности, что предполагает взаимодействие с другими пусковыми механизмами.
- Внешние и биологические факторы
Помимо наследственности, важны влияния среды и особенностей беременности и родов. Стрессы у матери во время беременности, интоксикации, инфекции, неправильное питание, а также прием некоторых лекарственных препаратов могут повлиять на развитие мозга будущего ребенка. Осложнения при родах — гипоксия (недостаток кислорода), травмы, преждевременные роды — также способствуют нарушению формирования нервных систем. Раннее детство с недостаточным уходом, психологической нестабильностью в семье, травмами и социальной депривацией дополнительно повышают риск гиперактивности. Кроме того, дисбаланс нейромедиаторов и несоответствие активности различных мозговых структур, таких как префронтальная кора, базальные ганглии и таламус, влияют на регуляцию поведения и внимания.
Современные теории рассматривают гиперактивность как результат сложного взаимодействия генетической предрасположенности с влиянием внешних условий и биологических факторов. Генетически обусловленные особенности мозга создают уязвимость, которая при неблагоприятной среде или при повреждениях развития усиливается, приводя к выраженным симптомам. Это объясняет, почему не у всех детей с предрасполагающими генами развивается гиперактивность и почему влияние окружающей среды так важно в профилактике и коррекции.